?

Log in

Elena Ferrante, Le nouveau nom (L'amie prodigieuse, #2) - fiafia
Декабрь 5, 2016
02:43 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Elena Ferrante, Le nouveau nom (L'amie prodigieuse, #2)
28550826
Про первую часть, которая не просто понравилась, а произвела сильнейшее впечатление, я уже рассказывала здесь.
Если честно, я была готова начать второй роман тетралогии немедленно, но заставила себя прерваться, (очень) быстренько прочла учебник по "фантастическим тварям" и сборник прогулок по Москве - обе книжки мне понравились, хоть и по-разному, но честное слово, как же я была рада дать себе внутреннее разрешение на вторую часть Ферранте!
И я даже не знаю, как точнее описать это чтение - первую книгу я прочла запоем, с трудом заставляя отложить в сторону, а вторая ещё лучше! Я физически не могла оторваться, придумывала предлоги и перетасовывала распорядок дня, чтобы почитать ещё чуть-чуть. И конечно я не буду дожидаться начала января, когда выйдет французский перевод третьей части, буду читать на итальянском.
Я, кажется, ничего не говорила о содержании. Начинается четырёхтомная сага с того, что Елена получает известие от некоего Рино о том, что его мать исчезла, ушла, не оставив никаких следов (она забрала всю свою одежду, книги, фильмы, вырезала своё лицо на фотографиях...), и он просит помочь ему её разыскать. Его мать - это Рафаэлла, Лина (так её все называют), или Лиля (так называет её только Елена, ближайшая подруга). Всем очевидно, что это не несчастный случай, а осознанный и обдуманный поступок - как почти все поступки, которые она совершала в своей жизни.
Это всё, что известно читателю с самого начала, из пролога - что Лене и Лиле шестьдесят шесть, что они ближайшие подруги, что они последние несколько лет не виделись, что у Лили есть сын Рино. Больше мы не знаем ничего, но очень много знает Лина, которая, отказавшись как-либо помочь Рино, начинает рассказ об этой дружбе. Я даже не уверена, можно ли называть это дружбой, должно было бы быть другое слово, но его не существует, так что будем назвать дружбой эти очень сложные, тяжёлые, непонятные, давящие и затягивающие, но очень близкие, вмещающие и искренность, и наивность, и обман, и манипуляцию, и предательство и преданность, отношения. Первая часть - это детство и ранняя юность, вторая часть начинается точно с того места, где оканчивается первая, и это рассказ о "взрослой юности".
Это совершенно удивительная проза, и я не понимаю, как она действует (а на меня действует очень сильно, и не только из-за узнаваемости некоторых ситуаций). Это очень простой рассказ, без изысков стиля, но завораживающий и не просто затягивающий, а утягивающий читателя внутрь текста. Да, есть такое ощущение, что ты внутри книги, и по-читательски тебе там хорошо (хотя в реале мне совсем бы не хотелось оказаться во многих из описываемых ею мест). Кстати, когда есть такое ощущение, это самые лучшие книги и фильмы. Но не надо понимать "внутри" географически - это "внутри" не про камин и ТКП.
В книгах всё время что-то происходит, но присмотришься - чаще всего она описывает обычную жизнь, масштаб событий на уровне жизни квартала.
От узнавания психологических типов, отношений, положений голова кружится, настолько всё точно - но она ведь ничего такого не сделала, просто спокойно рассказывает, как это было.
Конечно, можно и про феминизм поговорить в связи с книгой, но она этого слова ни разу не употребила. Удивительно.
В книге (второй) есть такая фраза, в разговоре о рукописи: "j’ai lu trois fois votre livre, et à chaque page il y a quelque chose de puissant que je n’arrive pas à saisir". Я готова поверить, что это подлинная фраза, которую когда-то услышала в свой адрес Елена Ферранте, потому что она в точности описывает ощущение от её книг - необъяснимая и непонятно, где таящаяся, от чего исходящая и как действующая на читателя мощь.
Что ещё важно - всё время веришь. Историю своей жизни рассказывает женщина за шестьдесят. Вернее нет - рассказывает девочка, девушка, молодая женщина, но рассказывает, не хронологически всё это проживая,это пожилая женщина на время возвращается в своё прошлое, становится той самой девочкой, девушкой, смотрит  её глазами и рассказывает о происходящем.  Рассказывает спокойно, иногда с подробностями, иногда пропуская месяцы. Она знает всё, что будет дальше, ты это чувствуешь, помнишь про это, но при этом веришь юной рассказчице, нет чувства, что кто-то притворяется другим (за что я, например, критиковала Бурдо в "Боджанглзе").

Не знаю даже, что добавить. Ну, например, в прошлый четверг журнал Lire обнародовал свой традиционный список 20 лучших книг года, и Le nouveau nom был объявлен "романом года". Я даже не радуюсь особо, настолько это очевидно. Даже не зная, какие были другие претенденты и не читая их, я бы объявила книгу Ферранте романом года. Потому что это абсолютная ценность.

Я иногда про книжки пишу "советую", или "трудно советовать", или "хотите читайте, хотите - нет", или "не прочтёте, вам же хуже". Не думаю, что в данном случае необходимо что-либо добавлять к сказанному выше.

Tags: ,

(4 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:dyrbulschir
Date:Декабрь 5, 2016 01:50 pm
(Link)
Большое вам спасибо за такой интересный отзыв. У меня лежит Ферранте по-английски, все думаю начать. Отовсюду только хорошее.
[User Picture]
From:fiafia
Date:Декабрь 5, 2016 01:53 pm
(Link)
Это правда, я тоже слышала отовсюду только хорошее и думала, что так не бывает. Но похоже, бывает. Жалею только о том, что столько ждала, а не прочла раньше.

Edited at 2016-12-05 13:58 (UTC)
[User Picture]
From:dyrbulschir
Date:Декабрь 5, 2016 02:15 pm
(Link)
Бывает-бывает! это как с Моцартом – все хвалят, а и вправду хорошее!
[User Picture]
From:fiafia
Date:Декабрь 5, 2016 02:16 pm
(Link)
Точно!
Разработано LiveJournal.com